%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8C%D1%8E%3A%20%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0%BD%20%D0%90%D0%BB%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE
Лица

Семён Алещенко

В течение продолжительного времени мы хотели сделать интервью с Семёном — штатным фотографом команды SKATERS.RU. И вот, совсем недавно, прямо перед тем, как поехать кататься в «Ферму» в Перово, мы с Семёном побеседовали на тему инлайна и инлайн-фотографии. Для тех, кто не в курсе, следует пояснить, что Семён — это человек, вовлеченный в развитие отечественного роллерблейдинга уже достаточно много лет, и на самом деле данному интервью уже давно пора было быть записанным.

Итак, вместе с началом сезона, мы начнем наш разговор. Сегодня мы поговорим с Семёном Алещенко, фотографом с глубокими корнями в инлайне. Почему тем, кто с тобой не знаком, вообще должно быть интересно послушать нашу беседу, и то, о чем мы сегодня попытаемся поговорить?

Я думаю, что основной момент, почему тем, кто катается и снимает должно быть это интересно, достаточно прост: в Российском инлайне очень мало людей, которые занимаются фотографией. Я хочу, чтобы это интервью в первую очередь затронуло начинающих фотографов. Людей, которые только взяли в руки фотоаппарат.

В инлайн-фотографию всё время приходят новые люди, и, поснимав год или около того, они уходят. В общем, не реализуют себя полностью, хотя блейдинг фотография только на первый взгляд кажется очень простой. Соответственно, весь уровень российской фотографии колеблется гораздо ниже, чем мог бы. В то же время, в штатах сами райдеры делают хорошие фотографии, на которые приятно смотреть. У нас такого нет, я давно не встречал такой снимок, который бы меня действительно зацепил. Эта проблема была всегда: из тех, кто фотографировал, я могу отметить только Кота(Александр Бычков, создатель SKATERS.RU — прим.ред.). И то он это делал, в основном, как мне казалось, для своего удовольствия. Он не был профессиональным фотографом, но у него был в этом деле вкус, и фотографии получались соответствующие.

Артем Хворостенко

Артем Хворостенко — AO Sunnyday

А как ты думаешь, такой недостаток таланта на нашей отечественной сцене обусловлен просто более плохими условиями так же, как и уровень российских роллеров обусловлен тем, что у нас нет скейтпарков, либо это недостаток менталитета? В чем причина?

Это определенно не недостаток менталитета, потому что многие русские фотографы в других сферах постоянно участвуют в различных конкурсах и выставках. То есть, на самом деле наш менталитет – это плюс. Мы, русские, немного по-другому смотрим на мир, в отличие от американцев или европейцев. Я думаю, что каждая нация отличается чем-то уникальным, нужно использовать эти особенности себе во благо. Наверное, так же как и в катании, проблема заключается в слабом развитии инлайна, катается не так много людей. В скейтбординге, например, другое: я на вскидку могу назвать троих-четверых фотографов, которые снимают действительно круто и на мировом уровне. У них есть возможность ездить в туры и развиваться, в скейтбординге больше денег и больше людей вовлечено, очень большая и обширная индустрия, и этим все сказано. Поэтому, я считаю так: чем больше народу будет кататься, тем больше народу будет фотографировать. Если из 100 человек у одного будут получаться фотографии, то это — уже победа. Но все же, деньги не главное, время от времени в поездках я плачу сам за себя, мое стремление — сделать хорошую фотографию и задокументировать то, что произошло в этой поездке.

Moscow S3t Contest 2013

После твоих ответов на первые вопросы нашей беседы складывается впечатление, что твои запросы к фотографии достаточно высоки. Скажи, как тебе удается, несмотря на свои высокие запросы, продолжать фотографировать самому, и более того, делать успешные снимки? Насколько процесс самокритики важен в твоей фотографии?

Я не знаю точно об успешности своей фотографии, не могу об этом говорить, потому что это будет не слишком объективно. Это должны решать сами зрители. Часто у меня получаются фотографии, которые нравятся мне, но не нравятся людям. В то же время, есть фотографии, которые не нравятся мне, а большинству нравятся. Тут сложно что-то сказать.

Относительно моего уровня самокритики, он действительно высок. Я считаю, что это полезно: ты все время пытаешься перешагнуть лимит и перескочить на другой уровень. Иначе никак. То есть, такие моменты, как приехать на спот, расставить пару вспышек и сделать стандартный кадр – это, скажем так, самый первый огрех, который нужно попытаться убрать. Нужно все время пытаться показать другой взгляд на то, что происходит, включать новые элементы и играть с объектами, добавляя или убирая лишнее. Стараться оживить кадр и наполнить его спонтанностью и смыслом.

111

Очевидно, что это какой-то постоянный творческий поиск. Помогают ли тебе в нем какие-нибудь поездки? Расскажи, есть ли у тебя какой-нибудь любимый спот, или место в других городах, странах, где тебе довелось фотографировать?

Любимого спота у меня определенно нет. Фотографию, при желании, можно сделать на любом споте. Самые примитивные споты могут быть сфотографированы – вопрос в сложности и эффективности. То есть, если ты делаешь фотографию на споте, который сам по себе не несет сложности, например, обычный стандартный хэндрэил, какую бы ты фотографию ни сделал, она не будет эффективной, не будет радовать людей. Но в то же время она может быть и хорошей. Насчет поездок: вообще, мне нравится ездить в другие города, потому что ты постоянно сталкиваешься с какими-то новыми людьми, ситуациями. К тому же, архитектура хоть и имеет в России стандартную основу, частенько меняется от города к городу. У меня нет любимого города. Все зависит от тебя самого, как ты смотришь на все происходящее. Если ты смотришь на мир с заранее установленным предубеждением, то после нажатия кнопки этот негатив попадет и в твой кадр. Ты наблюдатель, через которого этот небольшой участок реальности попадает на пленку, матрицу, своим нажатием ты фиксируешь аспект реальности, который заинтересовал тебя, и если ты хочешь показать что-то плохое, то в итоге это и будет на твоем кадре.

Митя Типикин — Bs Royale

Если говорить о блэйдинг-фотографии, как ты выбираешь, с кем фотографировать? Какие различия в работе с более и менее опытными роллерблейдерами ты вывел для себя?

Хороший вопрос! Я стараюсь в основном снимать людей, которые катаются хорошо – это очевидно. За счет своего опыта они избавились от большинства паразитических движений, которые портят кадр. У каждого кадра есть свой решающий момент, в который надо нажать спуск. Ты должен это чувствовать. У людей, которые не очень стабильно делают различные трюки, этот решающий момент может выйти с каким-либо недопустимым движением: например, рука неправильно согнута или нога. Это получается немного нелепо, и кадр становится смешным. Поэтому, очень сложно фотографировать людей, которые катаются не очень стабильно. И я стараюсь не тратить свое время и время этих людей, и снимаю людей, которые уже прикатались. Меня очень радует фотографировать европейских, американских про-райдеров. У них все стабильно, и работа с такими людьми очень способствует развитию. Также, они постоянно общаются с тобой и весь процесс приобретает немного игровую направленность. Мы как-то фотографировали с Джоном Болино в Парке Победы. john

Я долго не мог найти точку, правильно выстроить свет, и уже потерял веру в то, что смогу что-то снять. В один из моментов Джон подъехал ко мне, и говорит: «Вот, попробуй тут». Я передвинулся буквально на пару сантиметров, а он в это время немного изменил направление вспышки. Точка была превосходная, и буквально со второй или третьей попытки мы сделали кадр. Еще, плюс в том, что когда человек делает стабильный трюк, для него не составляет сложности сделать его десять, пятнадцать раз. В то же время, когда человек делает этот трюк «на решалове», ему сложно, и тут вступает в силу твоя ответственность. Ты разделяешь свою ответственность с этим человеком, ты должен сделать кадр, потому что он вроде как пытается сделать трюк. Становится неприятно, если у тебя не получается сделать кадр, выходит взаимное разочарование, хоть никто в этом и не виноват.

David Sizemore в Сергиевом-Посаде

David Sizemore в Сергиевом Посаде

Почему ты начал фотографировать роллеров, и были ли у тебя какие-нибудь знакомые в блэйд-тусовке, которых ты хотел бы выделить?

Я начал кататься, когда мне было около 16-17 лет, а фотографировать начал через 5 или 6 лет, когда практически перестал кататься. Я работал у Александра «Кота» Бычкова во FreestyleDist, и мой приход в фотографию был абсолютно спонтанным. Я никогда особо не интересовался фотографией, никаких познаний об этом не было. Во время работы Кот предложил мне попробовать поснимать. Я ничего об этом не знал, но буквально через несколько недель у меня начали получаться кадры. В то же время, это стало огромным минусом, потому что я стал слишком уверен в своих силах, мне казалось, что фотография – это просто и легко. В дальнейшем это столкнуло меня с огромными сложностями. Я не мог понять, как фотографировать, потому что, по сути, роллерблейдинг фотография на начальном этапе –это самое простое, что может быть. Ты просто находишь точку, ждешь момент, когда человек совершает правильное движение, делаешь кадр.

Насчет знакомых и друзей в блейд-тусовке, которых мне нравится фотографировать: да, есть такие люди. Наверное, больше всего, меня радует работать с Митяем, когда у него есть цель сделать что-то. В такие моменты он готов делать трюки и его ничего не обламывает, меня тоже. Чисто for fun. Как, например, несколько недель назад, мы вышли сделать кадр на Библиотеке им. Ленина. Это была чистая импровизация, у нас не было времени, мы не знали, получится кадр или нет. И это было связано с нарушением правопорядка. Поэтому мы договорились, как будем действовать, и за три попытки сделали этот кадр. Потом просто ходили, гуляли, искали споты, пытались сделать что-то еще. Есть еще много ребят, которых приятно фотографировать в катании, Кирилл Галушко один из них, мне очень нравится его мотивация во всем, что он делает. Также меня радовало фотографировать Андрея Зайцева. С ним я постоянно использовал креативный подход, хотя у меня с ним не так много кадров. Один из моих первых, почему-то мне запомнился больше всех, это дом, и он делает Vertical Soul Stall. Мне указали на ошибки в обработке. Я тогда не умел пользоваться фотошопом, и пытался сделать небо четче, в итоге доигрался до того, что не заметил самых очевидных ошибок. Мне на них указали, и было очень стыдно за свою поспешность.

Андрей Зайцев - Vertical Soul Stall

Андрей Зайцев — Vertical Soul Stall

Но в тот момент ты, наверное, воспринимал это как хейт, находясь на той волне, что фотография для тебя доступна, а кто-то тебя судит.

Нет! Я всегда стараюсь воспринимать такие удары по самолюбию как урок, из всех плохих ситуаций можно извлечь урок, главное, чтобы у тебя было желание взглянуть на это как на урок, а не как на покушение на твоё эго. Та критика дала очень большой плюс. Естественно, мне было неприятно. Мне казалось, что люди смотрят только на мои минусы, вместо того, чтобы видеть плюсы, это относилось ко всему в моей жизни в те времена. Но после этого, я старался делать все более идеально в плане обработки. Сейчас я практически не обрабатываю кадры, стараюсь оставлять все как есть.

Возвращаясь к ситуации с Митяем и фотографией: откуда ты черпаешь вдохновение для того, чтобы спонтанные порывы не заканчивались? Интересно, как это у тебя получается.

Мне это нравится. Когда я делаю какой-то кадр и прихожу домой, смотрю на него и понимаю: это лучший кадр за все время, что я вообще снимаю, то я получаю удовольствие от этого чувства. Меня всегда подстегивает идея, что можно преступить черту стандартной фотографии, когда все по-стандарточке, сделать что-то такое, что будет выглядеть совсем по-другому. Я нахожусь в постоянном поиске, как ты сказал выше. И этот поиск включает в себя отбрасывание старых приемов, как только они начинают повторяться.

Я все время смотрю на различные фотографии: европейские, американские. Про русские я вообще не говорю. Очень часто они несут только информативный характер: сделано очень красиво, информативно, и трюк. Больше ничего нет. Мне это не нравится, мне хочется, чтобы какие-то элементы реальности сочетались не просто композиционно, а чтобы туда входил какой-то хаотичный элемент и добавлял что-то в кадр.

mit

Какие бы ты выделил ключевые особенности, точнее, ключевые отличия в подходе русских фотографов, будь то блейдинг-фотографы или уличные, и зарубежных?

Лучше говорить про блейдинг-фотографов, потому что говорить про всю фотографию в целом – очень общё. Я не настолько подкован, чтобы говорить об этом. Насчет блейд-фотографии, во-первых, основное, что сразу бросается в глаза — это, к сожалению, отсутствие вкуса у многих наших людей, которые фотографируют, и присутствие его у заграничных фотографов. Это сразу видно: стилистически у последних все получается грамотно и красиво. Во-вторых, это качество, которое находится на грани с максимализмом и минимализмом. Это баланс, ничего лишнего, никакой излишней постобработки – все должно быть на нормальном уровне. У них это видно, у нас же отстойное качество в плане обработки, или максимальный перешарп. В то же время, я замечаю, что в российской скейтборд-фотографии этого нет, то есть российские скейтборд-фотографы снимают именно на мировом уровне. Как мы говорили в начале, это все связано с количеством людей, которые вовлечены в блейдинг.

Со скейтбордом все понятно, относительно масштабов и возможностей, что, безусловно, должно служить примером и для нас в какой-то степени. Но давай поговорим о такой важной детали фотографии, как обработка снимков: что бы ты хотел сказать важного нашим читателям об этом?

95% кадров, которые я делаю, я никаким образом не обрезаю, не редактирую, ничего с них не удаляю. Я всегда стараюсь передать все по-максимуму, все, как было. В тот момент, когда я снимаю, я стараюсь, чтобы это уже был конечный кадр – это самое основное. В плане обработки, я считаю, что у каждого должен быть свой подход. Это личные вкусовые качества. Я не люблю излишнюю обработку и использую несколько фильтров, которые стоят по умолчанию, когда я конвертирую кадры. Это практически все, что я делаю. Иногда немного подтягиваю тени и прочее. Но это действительно дело каждого. Главное, всегда находиться на балансе, найти золотую середину. От хорошей фотографии в плане обработки до вульгарной всего один клик.

Арсений Свинаренко - Fish

Арсений Свинаренко — Fish

Очень тонко подмечено. Если говорить о такой части постфотографической работы, как фильтрация фотографий, насколько важен данный момент, и как вообще к нему подходить?

С: Считается, что фильтрация и выбор фотографий после съемки – это процесс, который составляет 50% дела. То есть, иногда даже не 50, а вплоть до 70%. Очень важно грамотно отбирать и постоянно смотреть и анализировать, чувствовать, понимать, почему в этом снимке все хорошо, а в другом – плохо. Важно смотреть. Не очень хорошо, когда человек считает основным – фотографировать, и что отобрать может любой. Напротив, иногда отобрать даже сложней, чем сфотографировать. Время от времени бывает такое, что ты делаешь какое-то количество кадров, отбираешь из них понравившиеся тебе, а спустя 2-3 года ты понимаешь, что выбрал самые неудачные из тех, что были. Это символизирует развитие твоего уровня, ты понял много нового за это время. Сейчас ты выберешь совершенно другой кадр. Так что отбор – это очень важно.

Хотелось бы, чтоб те, кто будет пытаться что-то почерпнуть из нашей беседы, встали на путь попыток постоянного самосовершенствования. Вместе с этим, хотелось бы, чтобы ты передал что-нибудь организаторам различных соревнований и наставил их на правильный путь в плане медиа-освещения их мероприятий. Ведь все мы знаем, что экономить на вещах, связанных с видео- или фото-отчетами с мероприятий – прямой путь к тому, чтобы не сделать ваше мероприятие уважаемым, известным и респектабельным.

Тут такой момент: представь, что ты делаешь мероприятие – какой-то контест. Зовешь фотографа-соседа, который снимает в основном дома своего ребенка или цветы жены, которые он ей подарил. Ты знаешь, что у него есть камера, и рассказываешь о своем роллерском контесте. Говоришь, что будет самый крутой контест в России, и что ты готов вложить огромное количество денег в него. Он снимает. Спустя 10 лет ты посмотришь эти фотографии. Что ты увидишь на них? Ты не увидишь никакого уровня, если только этот сосед не гений фотографии, который схватил все налету. По сути, фотографии с контеста, который хорошо освещен в медиа-плане, через несколько лет покажут тебе уровень самого мероприятия и очевидное наличие вкуса у организаторов контеста. Например, недавно был контест в Красноярске, и после пятой фотографии я закрыл альбом, чтобы не замыливать свой взгляд. Для меня, так как я не был на этом контесте, его практически и не было. В роллерблейдинге в основном главную роль играет видео, все построено на эдитах и фильмах. Но в то же время, фотография очень важна с документальной точки зрения. По сути, если ты не документируешь свое мероприятие, то через несколько лет о нем забудут. Должны быть твердые отпечатки. Фотографии можно напечатать, выпустить книгу. Журнал гораздо проще смотреть, чем видео. Для видео надо потратить время, журнал же ты можешь всегда открыть на любой странице, посмотреть, что тебе понравилось и запомнилось. В этом плюс фотографии – в твердом виде, в постоянной доступности. Поэтому, очень важно освещать мероприятия в медиа-плане, как в видео, так и в фотографии. К сожалению, устроители красноярского контеста сэкономили в этом плане. Я не понимаю, почему они не могли найти нормального фотографа, который бы это сделал. В итоге, через несколько лет, я, как не-участник этого контеста, не смогу сказать об этом ничего хорошего.

Кирилл Галушко — Topsoul Transfer Topsoul 360 out

 Будем надеяться на Стаса Шеянова. В продолжение темы освещения контестов, давай сделаем небольшой гид для тех, кто хочет попытаться сфотографировать контест. То есть, он впервые пришел со своей камерой на какой-то контест, неважно даже какого масштаба, и хочет его снять. Как бы ты действовал? Может быть спонтанно, а может быть есть какая-то схема? Расскажи об этом.

Я думаю, что схемы — это не очень хорошо, хотя поначалу они помогают, но в итоге можно попасть в плен этих схем и все время пользоваться стандартом, который когда-то получился у тебя. Все время будет одно и то же. Поэтому я думаю, что не смогу дать какого-то конкретного совета, кроме одного: все время пробовать что-то новое, больше общаться с людьми. Они основные участники контеста, будь то зрители или райдеры. Нужно придумывать что-то свое, пытаться привнести что-то новое. По сути, когда ты фотографируешь контест, ты выступаешь в роли медиума между собой и теми, кто будет смотреть на эти фотографии. Поэтому я советую пытаться показать свой личный взгляд на ситуацию. Это не обязательно должны быть фотографии людей, не обязательно должен быть весь контест. Последний контест, который был в Краснодаре, я решил не фотографировать вообще. Вместо этого я решил сделать портреты блейдеров, которые мне больше всех понравились по каким-то причинам.

Это было в рамках аскет-тура. Кстати говоря, твое фото на фотографии этого тура как-то ассоциируется с твоим прошлым?

Ну, я не знаю даже, что на это ответить, ХАХААХАХААХ. Вообще да, это фотография из моего прошлого, как и любая фотография. На этой фотографии мне около 16 лет, и это просто небольшой стёб. У всех было разное прошлое, а я вырос в Гетто. Для меня было абсолютно нормальным кидать людей на фотоаппараты и телефоны. Таким образом, кстати, я подмутил свой первый кэнон.

Надо проверить, где мой лежит, а то мало ли что. Кстати, говоря о кэнонах, сегодня у каждого, кто считает себя приобщенным к какому то искусству, будь то фотография или что-то еще, есть кэноны, и все эти субъекты сливают бесконечное количество фотографий во всемирную сеть, нам никуда от этого не деться. Каждый день мы видим просто тысячи картинок, разнообразных снимков, визуальных образов. Как ты посоветуешь нам действовать, чтобы сберечь свои глаза и мозги, чтобы взгляд не замыливался чем-то ненужным? Как фильтровать то, что ты смотришь?

Для начала, надо уметь смотреть. То есть, во-первых, ты должен иметь какую-то базу, чтобы понимать что хорошо, а что не очень. Когда ты смотришь много фотографий, которые НЕ ОЧЕНЬ, ты автоматически частично копируешь все это, так работает наш мозг. Ты не можешь оставаться безучастным, ты всегда воспринимаешь информацию, когда смотришь. Поэтому я советую, в первую очередь, повышать свой эстетический уровень восприятия изображения. Начать стоит с посещения Третьяковки, или хотя бы скачать что-то из картин, представленных там, смотреть и учиться понимать это. В дальнейшем, в силу накопленного опыта, ты будешь уже отличать хорошее от плохого и делать так же, как делаю я: закрывать вкладку на пятой фотографии. Ну а если ты решишь смотреть дальше, то это чревато усреднением уровня восприятия. Суть такова: нужно смотреть всегда что-то хорошее, тогда ты будешь учиться. Если ты будешь смотреть посредственность, то ты и останешься этой посредственностью.

bor

 Ну что ж, у нас есть еще несколько вопросов, и хотелось бы рассмотреть конкретно фотографический вопрос, техническую сторону этого дела. Расскажи просто немного историй о своих фотоаппаратах, какие выводы ты для себя делал, меняя свой сетап? На что ты фотографировал и когда ты пересаживался с одного фотоаппарата на другой, что это тебе давало? Новый толчок, или что-то еще? Расскажи вкратце об этом.

Я использовал много разных камер: пленка, средний формат. Вообще, неважно на что ты снимаешь, вплоть до спичечного коробка. Если у тебя есть желание, то ты можешь делать отличные снимки даже на старый телефон. Естественно, каждая камера имеет свои особенности и ограничения, плюсы. Важно научиться понимать эти плюсы и использовать их. Камера – это инструмент, которым ты пользуешься. Ты можешь использовать себе во благо как плюсы, так и минусы. Предположим, что у тебя старая камера с царапанной линзой и самая дешевая просроченная пленка. Ты можешь это обыграть, сделать это своим плюсом. В итоге, твои фотографии будут иметь какую-то отличительную особенность, которая может в последствии стать твоим плюсом. Поэтому, вся гонка, попытка улучшить свою фотографию за счет повышения уровни техники бесполезна. Пока не научишься фотографировать, ты не сможешь пользоваться инструментом. Дело именно в тебе, неважно на что ты фотографируешь, а как ты на все смотришь. Просто бери камеру и снимай. Если нет камеры, бери телефон, какая разница.

Надеемся, что те, кто получил сейчас всю эту полезную информацию, не поленятся и найдут что-нибудь интересное, будь то какое-то чтиво или подборки действительно качественных фотографий, которые помогут поднять их уровень восприятия, а не опустить его. Желаем удачи! И напоследок, какие-то пожелания нашим читателям?

Всем, кто пытается сделать что-то новое, и всем тем, кто остается в блейдинге, несмотря на то, что в финансовом плане здесь худо, хочу пожелать удачи во всех начинаниях, в катании, в фотографии. Всё.

Интервью: Борис Гайснер
Комментарии

Комментарии

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости

Вверх